Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

Новости школы

Профилактика суицидального поведения. Материалы для педагогов.

Методические материалы

Сборник памяток и рекомендаций для администрации, педагогов (классных руководителей) образовательных организаций

Методические рекомендации по профилактике суциидального поведения детей и подростков в образовательных организациях


Памятка по организации мероприятий по профилактике суицидального поведения обучающихся

По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимыми в отношении самоубийства являются старшие подростки в возрасте от 15 до 19 лет.

Всемирная организация здравоохранения выделяет первичный, вторичный, третичный уровни профилактики10, позволяющие снизить количество суицидов среди подростков и молодежи.

Применительно к системе образования первичная профилактика или превенция направлена на укрепление психического здоровья в целом и проводится со всеми субъектами образовательной среды (дети, родители, педагоги). Объектом первичной профилактики являются люди, не имеющие суицидальных мыслей и намерений, ее цель – минимизация возможного риска возникновения суицидальных намерений в будущем у психологически благополучных субъектов.

Образовательные организации являются наиболее эффективными площадками для проведения профилактических мероприятий, так как педагоги и классные руководители, как лица, имеющие наиболее частый и тесный контакт с обучающимися, обладают уникальным ресурсом для решения отдельных задач первичной профилактики суицидального поведения детей и подростков.

Вторичная профилактика или интервенция это поддержка лиц, находящихся в кризисной ситуации. Основная цель вторичной профилактики – помочь человеку с выявленными суицидальными намерениями найти выход из сложившейся ситуации и стабилизировать его психологическое состояние. Главная роль при интервенции отводится специалистам узкого профиля, имеющими соответствующую квалификацию (психологи, психиатры).

Третичная профилактика или поственция – это помощь она также направлена на социально-психологическое сопровождение близких суицидента, предотвращение подражательных суицидов.

Функции учителя в профилактике суицидального поведения обучающихся

– Создание благоприятного климата в классе (укрепление самоуважения и положительной самооценки обучающихся, поощрение выражения чувств и эмоций, предотвращение буллинга, информирование о способах получения помощи в трудных ситуациях);

– Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах;

– Первичное прояснение ситуации в случае подозрения на наличие риска суицидального поведения (сбор информации; беседа с обучающимся);

– Направление обучающегося (в составе семьи) к профильным специалистам (педагог-психолог, иные специалисты);

– Информирование/беседа с родителями обучающегося (совместно с педагогом-психологом).

Мероприятия, направленные на профилактику суицидального поведения у обучающихся (первичная профилактика)12

Название мероприятия

Цель

Исполнители

Частота проведения

Наблюдение и фиксация факторов возможного риска развития суицидального поведения

Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах

Классный руководитель

Регулярно

Сбор информации об обучающихся с признаками нарушения в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах

Снижение эмоциональной напряженности, решение о направлении, по необходимости, на консультацию к педагогу-психологу

Классный руководитель при методической поддержке педагога-психолога, социального педагога

По ситуации

Тематический классный час

Информирование о возможностях получения психологической и иной помощи в трудных жизненных ситуациях (например, «Детский телефон доверия»)

Классный руководитель при методической поддержке педагога-психолога, социального педагога

 

Раз в год и по мере необходимости

Внеклассные мероприятия

Сплочение классного коллектива через совместную деятельность

Классный руководитель; учителя-предметники

В течение года

Участие в школьной интернет-активности

Мониторинг состояний и ситуаций, актуальных для обучающихся.

Подержание контакта с обучающимися привычными для них средствами (социальные сети: Вконтакте, Facebook, Instagram и др.)

Классный руководитель;

учителя-предметники; педагог-психолог; социальный педагог

В течение года

 

Последовательность первичного выявления и сопровождения обучающихся группы риска по суицидальному поведению

1. Наблюдение за социально-психологическим состоянием обучающихся и выявление детей, переживающих стресс и/или потенциально подвергающихся риску суицидального поведения .

2. При наличии подозрения на возможный риск развития суицидального поведения, дополнительный сбор информации (родители, одноклассники, учителя, разговор с обучающимся).

3. При подтверждении подозрений о возможном наличии риска развития суицидального поведения необходимо сообщить об этом школьному педагогу-психологу и совместно с ним информировать родителей о наличии возможного риска, а также рекомендовать обратиться к профильным специалистам.

4. При необходимости, совместно с педагогом-психологом продолжать отслеживать динамику социально-психологического состояния обучающегося и оказывать ему эмоциональную, психолого-педагогическую поддержку.

Основные факторы риска развития суицидального поведения

Суицидальное поведение чаще всего складывается из двух групп факторов: потенциальных (создающих почву) и актуальных (провоцирующих). Наиболее высокий риск суицидального поведения наблюдается при сочетании наличия факторов риска из обеих групп.

1. Потенциальные факторы суицидального поведения

а) Предыдущие попытки суицида – один из основных факторов в предсказании новых суицидальных попыток.

б) Семейные факторы:

– психические заболевания в семейной истории, история самоубийства или суицидальные попытки в семье;

– пренебрежение и жестокое обращение, насилие в семье;

– низкий социально-экономический статус и образовательный уровень, безработица в семье и, как следствие, недостаточная интеграция ребенка в социум;

– конфликты в семье, частые ссоры между родителями (опекунами), недостаток внимания и заботы о детях в семье, недостаточное внимание к состоянию ребенка (например, из-за нехватки времени);

– алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей;

– частые переезды со сменой места жительства;

– проживание (по разным причинам) без родителей.

в) Психиатрические нарушения у ребенка: тревожно-депрессивные расстройства, расстройства личности, нарушения пищевого поведения, психотические расстройства и др.

г) Личностные особенности:

– импульсивность, нестабильность настроения;

– перфекционизм (желание делать все идеально, обостренная реакция на критику, совершенные ошибки, недочеты);

– агрессивное поведение, раздражительность;

– неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления;

– нестабильная самооценка, идеи переоценки собственной личности с последующим ее обесцениванием;

– самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности, которое может скрываться за маской надменности, доминирования, отвержения или провоцирующего поведения;

– склонность к тревоге и подавленности, частое плохое настроение;

– отступление от полоролевых стереотипов в поведении, проблемы, связанные с сексуальной ориентацией, и, как следствие, ситуация отвержения своей социальной группой.

2. Актуальные факторы суицидального поведения

все ситуации, субъективно переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, глубоко ранящие. Объективная оценка взрослого в данном случае может сильно отличаться;

– депрессивные состояния с переживаниями безнадежности, безысходности, брошенности, ненужности, одиночества;

– крушение романтических отношений, разлука или ссора с друзьями;

– неприятности в семье;

– проблемы с законом;

– запугивание, издевательства (буллинг) со стороны сверстников;

– неспособность справиться с учебной программой, разочарование успехами в школе;

– нежелательная беременность, аборт, заражение болезнью, передающейся половым путем;

– переломные моменты жизни;

– внезапное заболевание, ведущее к нарушению привычной жизнедеятельности;

– распад семьи, развод или уход одного из родителей из семьи, смерть одного из членов семьи;

– употребление алкоголя, ПАВ.

Поведенческие симптомы наличия суицидальных намерений у подростка

– Депрессивная симптоматика (ухудшение сна, аппетита; вялость, апатия; потеря интереса к занятиям, раньше доставлявшим удовольствие; нехарактерное снижение активности);

– резкое снижение успеваемости;

– ухудшение поведения в школе, нарушение дисциплины, пропуски занятий, прогулы;

– увеличение потребления (или начало потребления) табака, алкоголя или наркотиков;

– высказывания о нежелании жить, прямые или косвенные: «Скоро это все закончится», «Хорошо бы заснуть и не проснуться» и т.п.

– заинтересованность темой смерти;

– подготовка к совершению попытки (сбор таблеток, изучение информации о способах самоубийства);

– символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей);

– сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве;

– другие резкие изменения в поведении.

Факторы, обеспечивающие защиту от суицидального поведения

а) Семья: хорошие, сердечные отношения, поддержка со стороны родных.

б) Личностные факторы: развитые социальные навыки; уверенность в себе; умение обращаться за помощью к окружающим при возникновении трудностей; открытость к мнению и опыту других людей, к получению новых знаний; наличие религиозно-философских убеждений, осуждающих суицид.

в) Социально-демографические факторы: социальная интеграция (включенность в общественную жизнь), хорошие отношения в школе с учителями и одноклассниками.

Как построить разговор с ребенком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии

Основная задача педагога при разговоре с ребенком, находящимся в кризисном состоянии, – первичное прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу, иным специалистам).

В задачи педагога не входит оказание психологической помощи; однако при возникновении ситуации суицидального риска (в т.ч. при суицидальной попытке) на территории школы педагог может оказаться единственным наиболее близким обучающемуся взрослым человеком и должен будет предпринять действия по снижению суицидального риска. Для таких случаев ниже описаны основные принципы и примеры построения беседы с человеком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии.

Основные принципы разговора с человеком, находящимся в кризисном состоянии

– Постараться нормализовать собственное эмоциональное состояние: исключить у себя панику и другие осложняющие реакции.

– Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись удобно, без напряжения напротив него (не через стол).

– Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы, не выполнять какие-либо «попутные» дела.

– Учитывать, что нотации, уговаривания, менторский тон речи не эффективны и вредны (это лишь убедит подростка, что взрослый, который с ним разговаривает, его не понимает).

– Нельзя приглашать на беседу подростка через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался).

– Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Примеры ведения диалога с человеком, находящимся в кризисном состоянии

Если подросток говорит:

Рекомендуемые варианты ответа:

Не рекомендуемые варианты ответа:

«Ненавижу учебу, школу, учителей и т.п.»

– «Кто в твоей жизни сейчас наиболее важен и дорог?»

– «Что ты хочешь делать, когда это чувствуешь?...»

– «Когда я был в твоем возрасте...»

– «Да ты просто лентяй!»

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

– «Кому именно?»

– «На кого ты обижен?»

– «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

«Вы не понимаете меня!»

«Что я сейчас должен понять. Я действительно хочу это знать»

– «Кто же может понять молодежь в наши дни?»

– «Я очень хорошо тебя понимаю»

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

«А если у меня не получится?...»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!»

 

Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки

1. Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2. Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что не хотелось жить/хотелось, чтобы это все поскорее закончилось

3. Активное слушание. Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я понял(а), что …?»

4. Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Чтобы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг

5. Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».