Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

Новости школы

Профилактика суицидального поведения подростков. Информация для родителей.

Информационные материалы

Что нужно знать родителям о подростковых суицидах?

«ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ПОПАЛ В СУИЦИДАЛЬНУЮ ГРУППУ?»

Родителям о суицидальном поведении подростка

Памятка родителям по профилактике подросткового суицида

Мифы и факты о подростковом суициде

Памятка о предупреждении детских суицидов


Суицидальное поведение подростков: признаки и причины.

Источник: (Весёлая школа

Все нормативно-правовые документы — это не просто отписка вроде рекомендаций. «Конвенция о правах ребенка», многочисленные письма «Об усилении мер по профилактике суицидального поведения подростков» призваны обеспечить комплексный подход к современному воспитательному процессу. Чтобы выявить суицидальное поведение подростков на ранних стадиях, во многих учебных заведениях введены ставки психолога.

Однако проблема не становится менее значимой. За последние 10 лет в нашей стране зафиксировано увеличение частоты самоубийств до 20 случаев на 100 тыс.подростков. В то время, когда средний показатель в мире не превышает 7/100 тыс. Что касается возрастного диапазона, то суициду подвержены чаще всего молодые люди 14­ 19 лет.

При изучении обстоятельств совершенных самоубийств, Генеральная Прокуратура РФ пришла к выводу, что бытовые и финансовые трудности семьи, в которой воспитывается подросток, крайне редко приводят к подобным инцидентам. В 62% случаев суицида несовершеннолетних причина кроется в конфликтной ситуации в семье между родителями, родителей с ребенком, ребенка с друзьями, с педагогами.

Если перечисленные конфликты расположить в порядке ранжирования, то на первое место все таки выходят отношения с близкими людьми:

— постоянное унижение моральное или физическое;

— если родители не хотят удовлетворить актуальное желание;

— несчастная любовь;

— гибель близкого человека, будь то родитель или друг.

На вторую ступень справедливо будет поставить самоубийства, совершенные на почве страха осуждения за какой либо совершенный асоциальный поступок. Такие случаи не редкость в семьях с очень строгими моральными устоями. Для подростка порой осуждение семьей или сверстниками бывает гораздо страшней, чем физическое наказание.

Нижнюю ступень среди причин подросткового суицида занимает неполноценность физического состояния или смертельный диагноз. Если такое случается, то по факту предварительного диагноза, еще не уточненного. Это свойственно очень впечатлительным людям.

Зная такую особенность ребенка, специалисты рекомендуют родителям быть особенно бдительными на начальном этапе заболевания. Пережив первые трудности, как правило, дальше подросток уже не думает о самоубийстве. Сложности с учебой или, в более старшем возрасте, с первыми профессиональными навыками редко приводят к суициду.

Под особым контролем должны быть в учебных заведениях подростки, в семьях которых были случаи суицида среди ближайших родственников. Хотя исследования показали, что 2/3 самоубийств имеют под собой реальные мотивы. Лишь 1/3 происходит в состоянии психоза.

Совершенный отказ от жизни бывает только у душевнобольных. Как правило, подростки преследуют следующие цели:

— Месть: «вот посмотрим, как вы будете без меня», «пусть им будет хуже», или банальное — «достало все!».

— Призыв: такой подросток на самом деле до последнего надеется на помощь извне и хочет привлечь внимание к своей проблеме. Именно поэтому призыв к помощи чаще всего выражается в самоотравлении.

 — Избежать наказания, стыда, позора.

 — Наказать себя из чувства вины: самонаказание.

Специалисты предупреждают, что градация подросткового суицида на истинный и демонстративно-шантажный условна. Даже если ребенок решил таким образом манипулировать взрослыми, он не осознает до конца всей серьезности ситуации: бравада, тяготение к рискованным поступкам может закончится однажды трагически.

Причем распознать по поведению ребенка, что он задумал, бывает очень сложно. Одни закрываются в себе, никоим образом не намекая о задуманном, другие, напротив, много шутят по поводу смерти, часто произносят в порыве обиды нечто вроде «скоро тебе не придется за меня беспокоиться».

Подросткам свойственно преувеличивать значимость проблемы, в то время как взрослые зачастую недооценивают ситуацию. Только после случившегося начинают анализировать, что ребенок уже давно сигналил о своей беде. Иногда все признаки депрессивного состояния ребенка «налицо», но родители просто не хотят придавать этому значения.

Психологи советуют: лучше напрямую спросить, чем делать вид, что все в порядке. На практике доказано, что даже самые скрытные дети бывают рады такой жесткой, прямолинейной тактике взрослых, и начинают рассказывать все, как на духу. Это происходит потому, что они устали страдать от непонимания, безразличия к себе.

Значимая роль в профилактике суицидального поведения подростков отводится школе. Именно в образовательной среде выстраиваются первые межличностные отношения. И кому, ка не учителю, классному руководителю быть в курсе ежедневного поведения каждого члена классного коллектива.

Опытные школьные психологи имеют в своем арсенале много приемов тестирования, когда можно разрешить проблему на стадии предсуицидального периода. Один из часто используемых, это тест на уровень тревожности Теммл­Дорки­Амен. Очень показательно исследование уровня риска социальной дезадаптации.

Но в последние годы школе вменяют в обязанность повышение грамотности самих родителей в плане предупреждения суицида. Но иногда проблема кроется внутри семьи, а родители не желают признавать важности своей роли в ее разрешении.

В таком случае педагогу предстоит установить контакт с семьей, отрегулировать режим посещений квартир учащихся и не сводить каждое посещение лишь к информированию об успехах в учебе. Отчасти рост количества суицида кроется в том, что родители погрузились в практическую область содержания семьи, не уделяя должного внимания своим детям.

Школьная программа тоже усложняется из года в год, и во главу угла ставится качество знаний, а не внутренний мир подростков. Те, в свою очередь, в отчаянии пытаются обратить на себя внимание. Чтобы избежать непоправимой ситуации, надо порой совсем немного: вовремя поговорить, проанализировать сложившуюся ситуацию и конфликт будет исчерпан.

Нельзя принижать проблему ребенка, если он сам об этом заговорил, не стыдить его («тоже мне беда!»), а подчеркнуть, что неудачи временны. Однако в неблагополучных семьях подобная тактика бывает невозможна, тогда важно, чтобы подросток знал, куда обратиться за защитой. Сегодня существуют службы экстренной помощи для детей.

Просвещение самих подростков в плане социально-правовой грамотности тоже является одной из главных мер профилактики суицида. Ведь к самоубийству порой приводит моральное унижение, вымогательства со стороны сверстников. Если ребенок будет знать, как вести себя в такой ситуации, вряд ли он замыслит свести счеты с жизнью.

Надо понимать, что 75% подростков легко раскрывают свои помыслы и всяческими способами пытаются «достучаться» до взрослых. Их состояние двойственно: они чувствуют абсолютную безнадежность и до последнего надеются на спасение. Выявив своевременно причины, поведение подростка можно скорректировать на индивидуальных занятиях, повысив самооценку как личности.