Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

Новости школы

Медицинское обслуживание

Одним из приоритетных направлений деятельности школы является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей, поиск резервов по оздоровлению детей внутри учебного учреждения. Состояние здоровья ребенка – важное условие успешного усвоения школьных программ.

Основная цель медицинского обслуживания в школе – это контроль состояния здоровья учащихся, оказание первой медицинской и доврачебной помощи.

Медицинское обслуживание учащихся МБОУ «Овсянниковская СОШ» осуществляет Плещеевская ЦРБ Орловского района и Хардиковский ФАП. 

Фельдшер Хардиковского ФАПа: Гурова Светлана Викторовна

График работы: понедельник-пятница – 8.30-17.00 ч.

Адрес: Орловский район, с.Старцево, ул.Коллежская, д.6

Телефон:   8 (4862) 33-07-87

В задачи медпеработника в школе входит:

  1. оказание первой неотложной медпомощи в случае необходимости;
  2. медконтроль за физическим развитием и здоровьем учащихся;
  3. наблюдение за организацией обучения;
  4. проведение профилактических и санитарно-эпидемиологических мероприятий;
  5. контроль за соблюдением всех санитарно-гигиенических требований;
  6. профилактика несчастных случаев во время образовательного процесса или внеурочной деятельности;
  7. контроль за режимом и качеством питания;
  8. проведение работы по профессиональной ориентации учеников, учитывая состояние здоровья.
     

В целях охраны здоровья обучающегося школа создает условия для:

  • оказания первой медико-санитарной помощи;
  • прохождения периодических и медицинских осмотров и диспансеризации;
  • безопасного пребывания в образовательной организации;
  • профилактики несчастных случаев на перемене, во время образовательного процесса, внеурочной деятельности и т. д.;
  • проведения санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий (ст.41 Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ).

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Организационная работа
  • Лечебно-оздоровительная работа
  • Медицинский контроль за физическим развитием обучающихся
  • Противоэпидемическая работа
  • Мероприятия по борьбе с педикулезом
  • Санитарно-просветительская работа
  • Профилактика ВИЧ-инфекций
  • Аналитическая работа

 

Основным направлением работы являются профилактические осмотры школьников. Основная цель профилактической и оздоровительной работы в школе заключаются с одной стороны, в оценке влияния школьной программы, организации режима и условий обучения и воспитания в школе на здоровье учащихся, с другой – в определении эффективности проводимых мероприятий, направленных в первую очередь на укрепление здоровья детей.

Основные сведения о состоянии здоровья учащихся медработник получает в результате углубленных медицинских осмотров детей. Углубленный медицинский осмотр проводится врачами районной больницы ежегодно. Профилактические осмотры декретированных возрастов осуществляется  специалистами, утвержденных приказом главного врача  больницы по графику.

Данные осмотров регистрируются в индивидуальные карты развития школьников. Результаты углубленного осмотра заносятся в  журнал, где указываются группа здоровья, медицинская группа по занятиям физкультурой в школе, номер парты. Ведётся мониторинг состояния здоровья учащихся. Если при углубленном осмотре у учащихся выявлены отклонения, требующие консультации специалиста, то они направляются к данному специалисту.

  • Порядок прохождения периодических медицинских осмотров (диспансеризации)
    • Прохождение детьми периодических осмотров (диспансеризации) проводится ежегодно в отношении детей, которые учатся по очной форме обучения (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательное учреждение и в период обучения в них " № 1346н.). Такой осмотр проводится на основании поименных списков детей с указанием фамилии, имени, отчества, возраста несовершеннолетнего, полного наименования медицинской организации, в которой несовершеннолетний получает первичную медико-санитарную помощь. Медицинская организация вносит сведения о прохождении ребенком периодического осмотра в историю развития ребенка и медицинскую карту для образовательных учреждений с указанием состояния здоровья ребенка, заключения о наличии/отсутствии медицинских противопоказаний к продолжению учебы. Периодический осмотр детей может проходит и в образовательном учреждении. В этом случае данные осмотра вносятся в медицинскую карту ребенка для образовательного учреждения.

    • В случае обнаружения в ходе медосмотра каких-либо признаков, свидетельствующих о возможных противоправных действиях по отношению к несовершеннолетнему, медработник должен проинформировать органы внутренних дел, согласно Приказу Министерства здравоохранения и соцразвития, который зарегистрирован Минюстом 25.05.2012.

Одно из ведущих направлений работы медицинского работника – иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Вакцинация учащихся проводится согласно годовых и месячных планов. Прививки проводятся одноразовыми шприцами и иглами. Если есть согласие родителей на медицинское вмешательство, то ребенку в школе могут сделать прививку, дать необходимое направление к специалистам и т. д.

  • Какие прививки обязательно нужно сделать школьнику
    • В школьные годы прививок нужно сделать гораздо меньше, чем в первые два года жизни. Однако они не менее важны, поскольку социальная активность школьника намного выше, чем у грудного ребенка. Дети ходят не только в школу, но и в разные кружки и секции, ездят на общественном транспорте, и риск заражения намного возрастает.

      Первый класс

      В 6 лет проводится ревакцинация против кори, краснухи и эпидемического паротита (свинки).

      В 6-7 лет прививают от дифтерии и столбняка (вторая ревакцинация) вакциной АДСМ. Эта вакцина аналогична вакцине АКДС, но из нее исключен коклюшный компонент.

      В 7 лет делают ревакцинацию против туберкулеза вакциной БЦЖ. Предварительно (за три дня до прививки) проводят пробу Манту, чтобы убедиться, что ребенок не инфицирован микобактериями туберкулеза.

      После 14 лет

      Ревакцинируют третий раз от дифтерии и столбняка. Далее эта прививка будет проводиться каждые 10 лет. Также делается третья ревакцинация против полиомиелита живой вакциной. И после пробы Манту туберкулинотрицательным детям проводится ревакцинация против туберкулеза.

      Девочкам после 14 лет нужно обязательно сделать прививку от краснухи, если они ей не болели ранее.

      А также проводится вакцинация против гепатита В тем, кому она не была проведена ранее.

      В 15-17 лет проводится иммунизация против кори, если прививка не была сделана раньше или о ней не сохранились данные.

      О гриппе

      Вакцинация против гриппа проводится каждый год по желанию родителей учеников. Обычно она делается осенью, когда возрастает число заболевших. Она не входит в календарь прививок, и делать ее необязательно. Но стоит отметить, что вакцина против гриппа снижает риск заражения и предотвращает развитие постинфекционных осложнений.

      Ежегодно в учебных заведениях проводится проба Манту, чтобы вовремя выявлять инфицированных туберкулезом детей.

Обучающиеся допускаются к занятиям после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189).

Профилактическая работа

В школе осуществляется:

  1. Контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований проводится на основании норм СанПиН 2.4.2.1178-02.
  2. Контроль питания учащихся – ежедневный контроль качества пищи, результаты фиксируются в бракеражном журнале.
  3. Врачебно – педагогический контроль уроков физической культуры с определением моторной плотности урока. Ежегодно подготавливаются списки учащихся, освобожденных от занятий физической культуры, относящихся к подготовительной группе.
  4. Мероприятия по профилактике острых заболеваний в осеннее - зимний период: 
    • специфическая профилактика учащихся - вакцинация против гриппа;
    • санитарно-просветительская работа.
  5. Мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, профилактике близорукости:
    • физкультурные паузы,
    • гимнастика для глаз,
    • уроки здоровья,
    • подбор мебели в соответствии с ростом и состоянием зрения и слуха учащихся.

В школе   активно ведется санитарно-просветительская работа с учащимися. Проводятся беседы и лекции по вопросам личной гигиены, общественной гигиены и охраны окружающей среды, полового воспитания, организации режима дня школьника, основам рационального питания, профилактике травматизма, пагубного влияния алкоголя, никотина и наркотиков.
В процессе работы медработник прогнозирует тенденции изменения здоровья учащихся для внесения предложений по корректировке стратегии развития школы и последствия запланированной лечебно-профилактической работы.

В период нахождения ребенка в школе забота о его здоровье лежит на школьном медперсонале и классном руководителе. Ни одна жалоба ребенка на плохое самочувствие не может быть проигнорирована, родители ученика также должны быть поставлены в известность. Контроль за выполнением всех санитарных норм возложен на органы, осуществляющие функции по надзору и контролю в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия граждан в соответствии с законодательством России.
 

Что делать, если в школе не оказалось медицинского работника, а помощь необходима?

  1. Ребенок обязательно должен обратиться к классному руководителю за помощью, сказать, что плохо себя чувствует.
  2. Учитель должен проинформировать родителей о самочувствии ребенка (позвонить).
  3. Если ситуация критическая, то необходимо срочно вызвать скорую помощь.

 

Советы школьного медицинского работника

  • О педикулёзе
    • Даже когда родители хорошо следят за детьми и поддерживают необходимую чистоту их тела и вещей, это не значит, что их чада не могут заразиться педикулезом. Поэтому не стоит впадать в панику, если обнаружены вши у ребенка. Необходимо срочно принимать меры, чтобы избавить детей от дискомфорта, причиняемого паразитами. Следует помнить, что при запущенном заболевании вши могут быть причиной вторичных инфекций, а также являются переносчиками тифа.

      Описание вшей и пути заражения

      По особенностям жизни и местам паразитирования специалисты различают три вида вшей, паразитирующих на людях: постельные, головные и лобковые. Наиболее часто причиной педикулеза являются головные вши. Паразитами может заразиться любой человек, но чаще заболевание фиксируется у детей в возрасте от 3 до 12 лет. Необходимо отметить, что сами по себе вши у ребенка появиться не могут, они переходят с одного человека на другого. Эти насекомые не умеют прыгать или летать, поэтому заражение происходит только при контакте или пользовании чужими вещами.

      Головные вши живут на людях, на животных они существовать не могут, соответственно, домашние и бродячие животные не способны заразить детей педикулезом. Для паразитов совершенно безразлично, какой толщины кожа у потенциальной жертвы, чистые волосы у нее или грязные.

      Больший процент выявления вшей у детей, по сравнению с взрослыми, объясняется тем, что они находятся в более близком контакте в детских садах и школах, спортивных секциях, кружках по интересам, во дворах и песочницах. Они соприкасаются волосами во время игр, обмениваются вещами (расческами, заколками, бейсболками и прочим), постоянно пользуются общественными раздевалками. Если у ребенка густые длинные волосы, то это немного повышает риск заражения и затрудняет обнаружение вшей. А вот избавиться от паразитов в такой прическе значительно труднее, чем у детей с короткой стрижкой.

      Головные вши – это маленькие насекомые (длина – до 3 мм), паразитирующие в волосистой части головы людей. Окраска светло-коричневая, меняется на коричнево-красную после того, как насекомые напьются крови. Шесть лапок, снабженные коготками, специально приспособлены для перемещения в волосах, что позволяет им довольно быстро ползать. Вши активно размножаются, поэтому вывести их у ребенка сложно. Свои яйца (гниды) они прочно приклеивают к волосам детей недалеко от корней, где температура наиболее благоприятная для их развития. Клейкое вещество настолько прочное, что легко удерживает гниды даже при мытье головы и расчесывании. Понятно, что избавиться от паразитов непросто. Необходимо знать, как их вывести, чтобы не допустить рецидива заболевания.

      Симптомы заражения педикулезом, и какую опасность представляют для людей вши?

      Головные вши могут появиться у любого ребенка, вне зависимости от того, что родители строго соблюдают правила личной гигиены и следят за чистотой его тела и одежды. Для того, чтобы своевременно принять меры и вывести вшей, надо знать и основные симптомы заражения педикулезом у детей и что делать при подтверждении заражения педикулезом. Паразиты питаются небольшим количеством крови несколько раз в день. Для этого насекомые прокалывают кожу на голове ребенка и сосут кровь, впрыскивая в ранку специальное вещество, которое не дает ей сворачиваться. Попадая в ранку, выделение вшей вызывает сильный зуд, который вынуждает детей чесать голову. В расчесы может попадать вторичная инфекция, вызывающие воспаления и нагноения. Кроме того, вши могут быть переносчиками тифа. Основными симптомами педикулеза являются: Сильный зуд, сопровождающийся расчесыванием головы – главный симптом заболевания педикулезом. Заметив, что у ребенка постоянно чешется волосистая часть головы, следует внимательно его осмотреть. Обнаружение вшей или гнид однозначно подтвердит заболевание педикулезом. Необходимо отметить, что гниды очень похожи на перхоть. Основным отличием является то, что яйца вшей невозможно стряхнуть рукой или расческой, так как они крепко приклеены к волосам. При заболевании педикулезом у ребенка может появиться сыпь на задней части шеи и за ушами, которая возникает под воздействием выделений вшей. Выявив у детей педикулез, следует знать, что делать в такой ситуации, чтобы избавиться от паразитов.

      Как вывести вшей?

      Многие родители стремятся не афишировать, что у детей обнаружены вши, и стараются вывести их в домашних условиях. Это возможно, если знать, как правильно лечить педикулез. Но в некоторых случаях необходимо в обязательном порядке обратиться к врачу: Вши обнаружены у ребенка, которому меньше 2 лет. Если у детей имеется аллергия или астма. В случае запущенной стадии болезни, когда гниды расположены на бровях и ресницах. После осмотра врач решит, что делать в конкретном случае: будет сам проводить обработку и лечение ребенка, или выпишет лекарства и даст рекомендации родителям. В случае если нет противопоказаний и от вшей решили избавиться самостоятельно, необходимо выполнить комплекс мероприятий, чтобы гарантированно вывести паразитов. Первое, что необходимо сделать, это успокоить ребенка, объяснить, что его никто не собирается винить в случившемся. Рассказать, что это за заболевание и почему его необходимо лечить. Надо спокойно довести до детей, какие действия будут проводиться, чтобы избавиться от вшей, а также что делать в будущем, чтобы уменьшить риск заражения. Достаточно большой выбор средств для лечения педикулеза предлагается во всех аптеках, но при выборе препарата следует учитывать, что лечить вы собираетесь ребенка. Поэтому, подбирая средство, следует обратить внимание на некоторые особенности: Основная часть препаратов содержит яды, но концентрация и токсичность их различны. Поэтому средство подбирается в соответствии с возрастом ребенка. Вши быстро адаптируются к различным ядам, и выбранное лекарство может оказаться малоэффективным. Поэтому, чтобы избавиться от насекомых, лучше использовать препараты, оказывающие на них обезвоживающие действие. На сегодняшний день не выявлено случаев приспособления этих паразитов к данному виду лекарств. Не следует использовать различные спреи. Распыленное в воздухе средство будет попадать в дыхательные пути, может попасть в глаз, что очень опасно. Лечить педикулез у детей лучше при помощи шампуней или гелей. Приступая к лечению, необходимо знать, что препараты убивают только взрослых особей и личинок вшей, а большая часть гнид остаются живыми. Что делать, чтобы от них избавиться? Ответ простой – вычесывать.

      Обработка головы против педикулеза проводится в следующей последовательности:

      Профилактические меры по предупреждению педикулеза у детей

      Надо постараться доступно объяснить детям, что делать, чтобы уменьшить риск заражения. Необходимо убедить детей: ни в коем случае не надо пользоваться чужими расческами, бантиками, заколками и не следует примерять чужие головные уборы. Рассказать, каким образом вши перебираются с одного человека на другого. Проводимая профилактика должна быть направлена на то, чтобы дети постарались уменьшить возможность заражения педикулезом и одновременно не испытывали панического ужаса и отвращения к больным товарищам. Кроме этого, родителям необходимо помнить, что регулярный осмотр головы ребенка позволит своевременно выявить педикулез и принять меры лечения, не дожидаясь запущенной формы.

      1. Волосы необходимо расчесать обычной расческой, чтобы не было спутанных комочков.
      2. Средство наносится на волосы строго по инструкции и оставляется на указанное в ней время.
      3. Помыть голову ребенка обычным шампунем под душем.
      4. Смачивать детям голову раствором уксуса не желательно, поэтому, чтобы легче было избавиться от гнид, поступают следующим образом: между зубьями специальной расчески или гребня вставляют жгутики ваты. После того, как выйдет время выдержки лекарства, вату смачивают слабым раствором уксуса и вычесывают мертвых вшей и гниды над расстеленной бумагой или тканью. Вату смачивают в растворе несколько раз во время вычесывания. По окончании обработки вату снимают, заворачивают вместе с вычесанными гнидами и сжигают. Волосы промывают под душем чистой водой.
      5. Прочесывание волос необходимо проводить несколько дней подряд, уничтожая обнаруженные гниды. Если при этом будут найдены живые паразиты, значит, либо обработка была проведена некачественно, либо приобретенное средство не действует.
      6. Через 7-8 дней обязательно проводится внимательный осмотр волосистой части головы – профилактика рецидива. Если при этом обнаружены молодые вши, необходимо повторить обработку, пока они не стали половозрелыми особями и не начали откладывать яйца.
  • Школьные перегрузки: советы школьникам и их родителям
    • Прогресс дошел до того, что школьники, вовсе не старшие, имеют рабочий день полностью взрослой продолжительности. Первая смена начинается обычно в 8 часов, 6 уроков заканчиваются около 14, после обеда для многих школьников начинается вторая смена — школьные факультативы, занятия в музыкальных и художественных школах, спортивных секциях и кружках по интересам…

      Короче, ученик выходит в школу вместе с взрослыми, идущими на работу, и возвращаться могут аккурат с ними, после 17-и. Только, в отличие от родителей, после ужина школьнику приходится садиться за письменный стол и выполнять домашние задания. Так, может, происходит и не 5 дней в неделю, но все равно тяжело. За занятиями не видно нормального детства: мало остается времени на дворовые игры и развлечения, не хватает сил на чтение книг, уставшие глаза и разум вечером способен только тупо смотреть в телеэкран…

      Кроме того, школьные перегрузки касаются и родителей. Не только заботами о здоровье детей, но и также ежедневными домашними заданиями. Взрослые возвращаются домой после полноценного 8-часового рабочего дня, и после ужина, оказывается, нужно не расслабляться и не отдыхать, а помогать любимому ребенку с уроками. Родители школьников хорошо знают: это не самая простая работа. Естественно, ее приходится делать не всем, но, согласитесь, многим из нас.

      Что тут можно посоветовать? Радикальные советы на счет сокращения домашних заданий в школе вряд ли удовлетворят учителей, а на отмену занятий по интересам, развивающих творческие способности детей, вряд ли согласятся родители.

      Сон, движение, еда и вода 

      Здоровый образ жизни должен стать привычным делом. Нужно задолго до школы учить детей здоровому образу жизни точно так же, как их учат говорить, читать, писать и считать. Очень важна атмосфера взаимопонимания в семье и отказ родителей от школьных привычек.

      Полноценный сон нужно обеспечить в первую очередь. Младшие школьники должны спать не менее 10 часов, старшие — не менее 7—8 часов. Хроническое недосыпание, актуальное для старших школьников, ведет к неврозам. Такие состояния, мы, медики, сейчас наблюдаем у школьников с 9-го класса.

      Полноценное питание. В результате перегрузок у детей наблюдаются два состояния. У одних повышается артериальное давление, появляются головная боль и повышенная возбудимость. Таким детям рекомендуются продукты, богатые магнием и калием. Это крупы, бобы, свежая зелень, морковь, яблоки, курага и чернослив. Нужно исключить из рациона острые блюда, крепкий чай, кофе и шоколад.

      Детям, у которых, наоборот, понижается артериальное давление, появляются слабость и вялость, нужно употреблять продукты, богатые кальцием: молочные продукты, творог, сыр, рыбу.

      Борьба с гиподинамией. Школьнику нужны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также двигательные упражнения и процедура закалки. Не надо пенять на школьные уроки физической культуры: они “весят” только 10—11 % в движении ребенка, которому нужны также и утренняя гимнастика, занятия спортом, танцы и другое. Кроме того, движение — это борьба со стрессом.

      Психоэмоциональное напряжение. Наблюдается у школьников и в старших классах, и в младших. Это зависит и от характера: один спокойный, другой впечатлительный. Очень хорошо стресс снимают водные процедуры. Хорошо, если школьник может посещать два раза в неделю бассейн. Но если такой возможности нет, то нужно пользоваться собственной ванной и душем.

      И за что не поверю, что не хватает времени на контрастный душ. Чередование горячей и холодной воды длится всего 4 минуты! Однако это укрепляет кровообращение, стимулирует выброс активных веществ, которые помогают бороться со стрессовыми ситуациями. Лучше всего делать контрастный душ, когда ребенок вернулся из школы уставшим и раздраженным. Это будет заряд бодрости.

      На ночь предлагайте школьникам ванну для расслабления — хвоево-соленую, хлоридную. Звучит мудрено, но речь идет о добавлении в воду обычной соли. Если есть время, заварите травник или хвою.

      Музыкотерапия — просто и эффективно. Музыку нужно приучать слушать с малолетства. Речь не идет о наушниках круглый день, как сейчас все делают. Как врач скажу, что это очень опасно — затыкать уши на улице. Человеку дан слух для того, чтобы своевременно ориентироваться и избегать опасности.

      Можно слушать дома легкую негромкую музыку для расслабления: такую, которая была бы приятна самому ребенку, но все-таки не монотонные звуки.

      Витаминно-минеральные комплексы. Микроэлементы помогут школьнику в борьбе со стрессами. Однако покупать комплекс витаминов и минералов в аптеке лучше по рекомендации вашего врача.

      Можно употреблять и полезные продукты питания. Например, черника для глаз. Или мед, который снимает усталость, успокаивает нервную систему, нормализует сон.

      Про компьютер в заключение просто не могу не сказать. Он, разумеется, облегчает жизнь человека, но вредит нашему здоровью. Это знают все. А я просто напомню, что нужно выполнять минимальные требования, чтобы нивелировать вред.

      Продолжительность работы за компьютером: для младшего школьника — не более 15 минут, для учеников 5—7 классов — 30 минут, 8—11 классов — не более часа. Помните, что это не только нагрузка на глаза, но и на нервную систему. Поэтому играть в компьютерные игры или работать за компьютером на ночь — особенно вредно!

 

Приведенные ниже документы регламентируют вопросы охраны здоровья учащегося, правила прохождения осмотров, компетенцию школьного медицинского работника:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
  2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательное учреждение и в период обучения в них " № 1346н.
  3. Приказ Минздрава СССР и Минпроса СССР от 14.09.1976 «О мерах по дальнейшему улучшению здоровья школьников» № 885/143.
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189.
  5. Методические рекомендации по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждения (утверждено Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 15.01.2008 г. № 207 -ВС).