Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

Новости школы

Страница уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений в школе

Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений  -  это человек, к которому можно обратиться с жалобой на несоблюдение учениками, учителями или родителями правил, предусмотренных Законом об образовании, Уставом образовательного учреждения, правилами школьной  жизни.

Уполномоченный ведёт индивидуальную просветительскую работу, правовое просвещение, разъяснение прав и обязанностей каждого участника учебно-воспитательного процесса.

Если Вы считаете, что в образовательном процессе нарушены Ваши права и достоинство, обращайтесь к Уполномоченному по защите прав участников образовательных отношений  – Квитковской Татьяне Евгеньевне.

Режим работы: понедельник – пятница с 10.00 до 16.00

Телефон: 8(4862) 33-00-10.

Уполномоченный в школе - это неофициальное лицо, которое разбирает конфликтные ситуации, отслеживает соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений.

Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.


Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Москалькова Татьяна Николаевна
101000, г. Москва, улица Мясницкая, 47, кабинет 115
Тел.: 8(495) 607-19-22, 8(495) 607-34-67

 

Уполномоченный по правам человека в Орловской области
Лабейкин Александр Алексеевич
302040, г. Орел, бульвар Победы, д. 6
Тел.: (4862) 43-19-60,43-15-23

 

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка
Кузнецова Анна Юрьевна
125993, г.Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7 стр. 1.
Тел.: +7 (495) 221-70-65

 

Уполномоченный по правам ребёнка в Орловской области
Поляков Владимир Викторович
302028, г. Орел, ул. Октябрьская д.30, каб.216
Тел.: +7 (4862) 43-08-59, +7 (4862) 43-08-93

 

 

  • Обеспечение защиты прав участников образовательных отношений МБОУ «Овсянниковская СОШ»
    •  

      Права и обязанности участников образовательных отношений регламентируются Уставом и другими локальными актами образовательного учреждения.

       

      Обязанности педагогов

      Педагогические работники обязаны:

      1. выполнять Устав школы;
      2. соблюдать права обучающихся;
      3. осуществлять текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
      4. обеспечивать сохранение жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
      5. периодически проходить медицинские осмотры (за счет средств учредителя);
      6. соблюдать принципы государственной политики в области образования, в том числе в части раздельности светского и религиозного образования;
      7. не допускать принуждения обучающихся к вступлению в общественные, общественно-политические организации и принудительного участия их в агитационных кампаниях и политических акциях;
      8. посещать заседания общего собрания, педагогического совета школы и тех органов самоуправления, членами которых они являются.

       

      Обязанности учащихся

      Обучающиеся обязаны:

      1. выполнять Устав школы;
      2. старательно и добросовестно учиться;
      3. уважать свободу, личное достоинство, взгляды и убеждения других обучающихся, педагогов, родителей;
      4. беречь имущество школы;
      5. выполнять требования работников школы в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции;
      6. не совершать действий и поступков, нарушающих права других обучающихся и работников школы, а также нормального функционирования школы;
      7. придерживаться  делового стиля школьной одежды во время образовательного процесса;
      8. примерно себя вести.

       

      Обязанности родителей

      Родители (законные представители) обучающихся обязаны:

      1. выполнять Устав школы в части, касающейся их прав и обязанностей;
      2. обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего общего образования;
      3. заботиться о здоровье своих детей, их психическом, духовном и нравственном развитии;
      4. обеспечивать ликвидацию академической задолженности их детьми в случае их условного перевода в следующий класс;
      5. принимать участие в месячный срок в трудоустройстве ребенка и (или) продолжении его обучения в случае оставления им или исключения его из общеобразовательного учреждения до получения общего образования.

       

      Зачем нужен Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений в образовательном учреждении

      Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений в образовательном учреждении вводится в структуру органов общественного управления образовательного учреждения в целях усиления гарантий защиты прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса в образовательном учреждении, восстановления их нарушенных прав, а также содействия правовому просвещению участников образовательного процесса.

       

      Цели и задачи Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений в образовательном учреждении

      Основными целями и задачами Уполномоченного являются:

      1. всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;
      2. оказание помощи законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях;
      3. обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав;
      4. содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

       

      Обязанности Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений в образовательном учреждении

      Уполномоченный обязан:

      1. содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров;
      2. по окончании учебного года предоставлять органу самоуправления образовательного учреждения, Уполномоченному по правам человека в Орловской области отчет о своей деятельности с выводами и рекомендациями;
      3. содействовать правовому просвещению участников образовательного процесса.

       

      Каким должен быть Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений

      1. простым, доступным, быстрым средством защиты прав детей, учителей и родителей;
      2. профессиональным;
      3. независимым;
      4. пользующимся доверием;
      5. имеющим доступ к информации в рамках своей компетенции.

       

      С какой целью обращаются к Уполномоченному по защите прав участников образовательных отношений в образовательном учреждении

      1. если родители считают, что их права или права их ребенка нарушены как участника образовательного процесса;
      2. если возникло недопонимание между родителями, их ребенком и учителем, классным руководителем, администрацией школы;
      3. если хотят внести предложения в нормативные документы по усовершенствованию и развитию образовательного учреждения;
      4. за информацией о существующих нормативных и гигиенических требованиях к организации учебного процесса;
      5. за правовой консультацией (в рамках функционирования школы).

       

      Что дает работа Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений для ребенка

      1. Чувство правовой защищенности – есть человек, к которому можно пойти со своими проблемами.
      2. Понимание, что конфликты можно и нужно разрешать мирно, договариваясь.
      3. Понимание, что можно и нужно жить по правилам, что у других людей есть тоже свои права и их нужно уважать.

       

      Что дает работа Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений для педагога

      1. Возможность отстоять свои права, не вступая в открытый конфликт с участниками образовательного процесса.
      2. Четкое понимание того, что он участник общественного договора.
      3. Предупреждает конфликт с ребенком и родителями.

       

      Что дает работа Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений для родителей

      1. Чувство уверенности за детей, т.к. вероятность, что обидят или унизят уменьшается.
      2. Четкое понимание того, что они участники образовательного процесса.
      3. При конфликтной ситуации есть с кем посоветоваться, разобраться, кто прав, не вводя конфликт в официальное русло.

       

      Что дает работа Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений для администрации

      1. Большинство конфликтных ситуаций решаются оперативно, до передачи жалоб в администрацию школы.
      2. Возможность эффективно решать проблемы и управлять школой, используя силу общественного мнения.

       

      Что дает работа Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений в целом

      1. Изменение самой атмосферы.
      2. Демократизация образовательного процесса, усиление роли государственно-общественного управления.
      3. Конфликты не перерастают в борьбу, возникает ощущение единой команды.
  • О системе работы школьного Уполномоченного
    • Уполномоченный входит в состав социально-психологической службы и возглавляет конфликтную комиссию, работает совместно с Советом школы, администрацией, педагогическим Советом, родительским комитетом. Одним из направлений его деятельности является пропаганда правовых знаний.

      Правовое просвещение, изучение юридических документов, в т.ч. «Всеобщей декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка», Конституции РФ, Устава лицея ведет на уроках, тематических классных часах, элективных курсах и спецкурсах. Один раз в год проводится «День защиты прав детей» в форме коллективного творческого дела.

      Проводит деловые и ролевые игры «Я знаю свои права», «Я – гражданин России», пресс-конференции с представителями прокуратуры, судов, общественных правозащитных организаций (как правило, родителями).

      Ежегодно предоставляет доклад о нарушениях прав и соблюдении обязанностей участниками образовательного процесса в школе. Для педагогов проводится методологический семинар по корпоративной культуре. Правовая культура воспитывается, в первую очередь, в конкретной деятельности, в условиях социальной практики. Главная цель Уполномоченного в учебном заведении – это формирование понимания того, что соблюдение субъективного и объективного права – это смысл и стиль жизни каждого педагога и школьника.

      Уполномоченный по правам участников образовательных отношений

      Должность Уполномоченного по правам человека (ОМБУДСМАН) учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года (предусмотрена пунктом "д" части 1 статьи 103) и призвана дополнить существующие средства защиты прав и свобод, "лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц"(Энциклопедический словарь "Конституция Российской Федерации")

      Уполномоченный по правам участников образовательного процесса (ОМБУДСМЕН) - это неофициальное лицо, избранное школьным сообществом наделяется полномочиями по соблюдению законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием," образованием и профилактикой нарушения нрав всех участников образовательного процесса. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.

      Уполномоченный по правам в образовательном учреждении - ЭТО взрослый участник образовательного процесса (не член администрации), к которому можно обратиться:

      1. если считаете, что Ваши права или права Вашего ребенка нарушены как участника образовательного процесса
      2. если возникло недопонимание между Вами, Вашим ребенком и учителем, классным руководителем, администрацией школы
      3. за правовой консультацией (в рамках функционирования школы)
      4. за информацией о существующих нормативных гигиенических требованиях к организации учебного процесса
      5. если хотите внести предложения по усовершенствованию и развитию образовательного учреждения.

      Организационно-правовые основы деятельности Уполномоченного:

      В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, иными российскими и международными документами, защищающими права и интересы ребенка, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.

      Основные цели и задачи Уполномоченного:

      1. всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса
      2. оказание помощи законным представителям в регулировании детско-родительских взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у участников образовательного процесса навыков самостоятельной жизни
      3. обеспечение взаимодействия семей, учителей, законных представителей и участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав
      4. содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

      Права и обязанности Уполномоченного:

       

      Уполномоченный имеет право:

      1. посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления и педагогического совета и совещания при директоре общеобразовательного учреждения
      2. получать пояснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса
      3. проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку фактов нарушения прав, свобод и интересов участников образовательного процесса
      4. заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении фактов грубых нарушений прав участников образовательного процесса
      5. выбирать себе помощников из числа участников образовательного процесса.

      Уполномоченный обязан:

      1. содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров
      2. вносить рекомендации (письменные и устные), предлагать меры для разрешения конфликта
      3. предоставлять свое мнение, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса органам самоуправления образовательного учреждения, педагогическому совету и администрации образовательного учреждения
      4. предоставлять педагогическому совету образовательного учреждения, Уполномоченному по правам человека в Орловской области отчет о своей деятельности с выводами и рекомендациями по окончании учебного года
      5. не разглашать конфиденциальные сведения, без согласия заявителя.

      Уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, законных представителей), касающиеся нарушения их прав и свобод, связанных с осуществлением образовательного процесса.

      Жалоба в письменной или устной форме подается Уполномоченному в срок не позднее 12 месяцев со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

      Уполномоченный, получив жалобу:

      1. в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения жалобы принимает ее к рассмотрению
      2. указывает на другие меры, которые могут быть предприняты для защиты прав заявителя
      3. обращается к администрации образовательного учреждения с ходатайством о проведении проверки по фактам выявленных нарушений
      4. обращается за разъяснениями к Уполномоченному по правам человека в Орловской области
      5. передает обращение (жалобу) органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;
      6. Уполномоченный должен отказаться от принятия жалобы, не относящейся к его компетенции, аргументируя отказ.

      Взаимодействие Уполномоченного

      Уполномоченный взаимодействует с:

      1. органами управления образованием
      2. Уполномоченным по правам человека в Орловской области
      3. комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав
      4. отделом по делам несовершеннолетних органов внутренних дел
      5. органами опеки и попечительства.

 Куда обращаться за помощью

Единый общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-112 (каждый ребёнок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется)

 

Молодёжный телефон доверия г. Орёл 8(4862)43-08-93

 

 

Орловский психоневрологический диспансер 8(4862)71-35-10

 

 

Главное управление МЧС России по Орловской области 8(4862)76-17-78

 

 

Кабинет психологической помощи детям, взрослым, семье 8-903-883-77-10, 8 - 930 - 063 - 23 - 73 г. Орёл ул. Московская д. 63Б 

 

 

Реабилитационный центр Жизнь 8 (800) 700-48-54 г. Орёл ул. Ломоносова, 6Д


Права участников образовательных отношений

  • Права и обязанности родителей
    • Родители имеют право:

      1. защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;
      2. на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;
      3. на выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;
      4. на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования;
      5. на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;
      6. на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
      7. на участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;
      8. на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
      9. на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в общеобразовательном учреждении при положительной аттестации;
      10. выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;
      11. обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями;
      12. на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;
      13. на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав;
      14. проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений (ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка).

      Родители обязаны:

      1. обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;
      2. воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;
      3. обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении;
      4. выполнять Устав общеобразовательного учреждении;
      5. не допускать неправильного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
      6. обеспечивать в пределах своих способностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;
      7. содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно).В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке. За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.

      Какие административные наказания могут применяться к родителям?

      Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

      1. в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;
      2. за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача;
      3. за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;
      4. за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.

      В каких случаях родители несут уголовную ответственность?

      В уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:

      1. за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;
      2. за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;
      3. за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
      4. за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;
      5. за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

      Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком в возрасте до 14 лет?

      Родители, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Если в момент причинения вреда малолетний находился под надзором школы, больницы, оздоровительного лагеря и т. д., за вред будет отвечать учреждение, если оно не докажет, что вред возник не по его вине. Но если родители не имеют достаточных средств для возмещения вреда, а сам причинитель, став дееспособным, располагает такими средствами, суд имеет право потребовать возмещения вреда с того, кто его причинил. Также родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей (до 14 лет).

      Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 14 до 18 лет?

      Сам подросток. Если несовершеннолетний, причинивший вред в возрасте от 14 до 18 лет, не располагает необходимыми средствами, вред полностью или в недостающей части может быть взыскан с родителей или опекунов, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Но, если при достижении совершеннолетия, у причинителя вреда появилось достаточное имущество, вред будет возмещен из этого имущества.

      Кто и при каких обстоятельствах может лишить родителей родительских прав или ограничить их в правах?

      Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они:

      1. уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняются от уплаты алиментов;
      2. злоупотребляют родительскими правами;
      3. жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность;
      4. совершили преступление против жизни или здоровья супруга.

      При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью органы опеки и попечительства могут немедленно отобрать ребенка у родителей на основании решения органа местного самоуправления. С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Такое решение возможно по обстоятельствам, от родителей не зависящим (опасные заболевания, стечение тяжелых семейных обстоятельств и др.), и в случаях, когда оставление ребенка с родителями опасно для него.

      Что влечет за собой лишение родительских прав?

      Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка.

      Можно ли восстановить родительские права?

      Если родитель изменил поведение, образ жизни или отношение к воспитанию ребенка, он может быть восстановлен в родительских правах.

  • Права детей
    • Какими основными гражданскими и политическими правами обладает ребенок?

      Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного права обладает следующими правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:

      1. На имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени.
      2. На уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны прежде всего своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов прокуратуры и судов.
      3. На самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.
      4. На защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веществами.
      5. На защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.
      6. На свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановления родительских прав, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей.
      7. На свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь паспорт и нотариально оформленное согласие родителей. При несогласии одного из родителей вопрос решается в судебном порядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей.
      8. На создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет, детских общественных объединений – лица, достигшие 10 лет. В школе или другом учреждении, где они обучаются, все дети старше 8 лет могут создавать собственные общественные организации. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно–политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кампаниях и политических акциях.
      9. На доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка.
      10. На участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициаторами этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста).
      11. На свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей.

      Что понимается под правом на образование?

      Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:

      1. на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
      2. на получение образования в соответствии с установленными стандартами;
      3. на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
      4. на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
      5. на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;
      6. на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
      7. на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
      8. на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
      9. на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
      10. на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
      11. на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
      12. на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;
      13. на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
      14. на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;
      15. на продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;
      16. на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;
      17. на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
      18. на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;
      19. на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
      20. Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения и другими локальными актами.
      21. Какие нормативные акты определяют обязанности обучающихся?

      Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

      Как познакомиться с Уставом или Правилами внутреннего распорядка школы, узнать адреса и телефоны органов власти и должностных лиц, отвечающих за защиту прав детей?

      Устав и вся указанная информация должны быть вывешены в школе и любом другом учебном учреждении в общедоступном месте (ч. 4 cт. 9 Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

      Каковы типичные нарушения прав учащихся? В качестве наиболее типичных нарушения прав учащихся в школе можно выделить следующие:

      1.Игнорирование прав и свобод ребенка

      Проявления:

      1. неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;
      2. пренебрежение основополагающим понятием прав человека "достоинство человека" (многие педагоги считают, что достоинством обладают только взрослые);
      3. представление о ребенке, как о пассивном материале, из которого учителю предстоит лепить "нечто" по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности;
      4. пренебрежение равенством возможностей учащихся и равного ко всем отношения;
      5. государственная типовая школа остается основным местом образования;
      6. не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бесплатность образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших средств; государство экономит на школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественное образования);
      7. распространен авторитарный стиль педагогической деятельности (ребенок рассматривается не как равноправный партнер воспитания, а как объект).

      2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство

      1. физическое насилие;
      2. психологическое, психическое насилие;
      3. система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся;
      4. выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету;
      5. отчисление из учебного заведения детей не достигших 14 лет;
      6. перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.

      Поясним некоторые понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающее человеческое достоинство.

      Насилие – любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.

      Выделяется два вида насилия над детьми – физическое и психическое.

      Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

      Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:

      1. открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
      2. оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
      3. угрозы в адрес ребенка;
      4. преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
      5. предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
      6. ложь и невыполнение взрослым обещаний;
      7. однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

      Пренебрежение интересами ребенка – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
      Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

      3. Наносится вред здоровью ребенка

      Проявления:

      1. расписание не соответствует нормам валеологии;
      2. сверхнормативное увеличение учебного плана;
      3. проведение более 2-х контрольных, проверочных работ в день;
      4. большие объемы домашних заданий;
      5. у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится предъявить неправильный ответ).

      4. Отсутствие возможности участия в соуправлении учебным заведением.

      1. Отсутствие общественных детских, молодежных объединений в учебных заведениях.

      Можно ли исключить учащегося из школы?

      За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия районной (городской) Комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 10 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.76 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»).

      Может ли подросток потребовать, чтобы было оценено соответствие государственным стандартам качества жизни обучение и воспитание, которые он получает в школе?

      Да, подросток имеет такое право (ч. 2 cт. 8 Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

      Представим себе, что работник школы или другого образовательного учреждения ущемляет права ребенка. Учащиеся написали на него жалобу администрации. Могут ли учащиеся участвовать в проверке, которая проводится по этой жалобе?

      В соответствии с ч. 3 cт. 9 Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ученики (кроме тех, кто учится в начальной школе) вправе ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении этого работника с участием выборных представителей учащихся. Но речь идет не о праве делегировать своего представителя для проведения дисциплинарного расследования – ходатайство может быть удовлетворено, но может быть и отклонено. Если ученики с решением администрации не согласны, они вправе обратиться за помощью в уполномоченные органы государственной власти, то есть в органы управления образованием или к специалистам по охране прав детей.

      Вправе ли ученики проводить в школе собрания и митинги, если считают, что их права нарушены?

      Да, вправе, но только во внеучебное время. При этом администрация учебного учреждения не вправе препятствовать проведению таких мероприятий, но при двух условиях – во-первых, если выборными представителями учеников выполнены условия проведения митингов или собраний, установленные уставом школы, во-вторых, если эти мероприятия не препятствуют учебному или воспитательному процессу и не нарушают российского законодательства (ч. 3 cт. 9 Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"). Однако прежде чем провести митинг или собрание, стоит хорошенько подумать. Всегда лучше спокойно договориться, чем митинговать.

      С какового возраста дети могут создавать в школе или другом учреждении, где они обучаются, собственные общественные организации?

      Такое право имеют все дети старше 8 лет. Как гласит п. 2 cт. 9 Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", с этими организациями администрация школы (учебного учреждения) может заключать договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

      Куда учащиеся могут обратиться за помощью в защите своих прав?

      Заметим, что в первую очередь следует попытаться найти справедливость самостоятельно. Гражданин может защищать свои права любым способом, не запрещенным законом (ст. 12 Гражданского Кодекса). Если учащемуся не удается это сделать, следующим шагом может быть обращение к учителю, к директору школы, к родителям. В некоторых школах успешно действуют авторитетные органы ученического самоуправления, уполномоченные по правам участников образовательного процесса, школьные службы примирения. Если не удается решить действительно серьезную проблему на локальном уровне, можно обратиться в прокуратуру, в суд, к государственные и негосударственным организациям, защищающим права человека.

  • Права и обязанности педагогов
    • Какие особые права (не относящиеся к правам человека) имеют педагогические работники образовательных учреждений?

      Педагогические работники образовательных учреждений имеют право: 

      1. на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления (перечень медицинских противопоказаний для занятия педагогической деятельностью утвержден постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г.; перечень преступлений за совершение которых запрещена педагогическая деятельность еще не утвержден);
      2. создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным государством, и руководить этими учебными заведениями;
      3. иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;
      4. на бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний;
      5. на защиту профессиональной чести и достоинства;
      6. на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
      7. на участие в управлении образовательным учреждением;
      8. на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учащихся;
      9. на сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю;
      10. создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на условиях подчинения уставам этих организаций;
      11. на участие в забастовках;
      12. на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяется учредителем и (или) Уставом образовательного учреждения;
      13. на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в том числе совместителям;
      14. на работу по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности;
      15. на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
      16. на получение пенсии по выслуге лет;
      17. на повышение квалификационной категории;
      18. на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы для учителей, обучающихся в аспирантуре по заочной форме и успешно выполняющим индивидуальный план, также они имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы.

      Какие обязанности имеют работники образовательных учреждений?

      Должностные обязанности педагогических работников отражены в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) к работникам учреждений образования, а также подробно регламентируются Уставом образовательного учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

      Работники образовательных учреждений обязаны:

      1. уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;- соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;
      2. осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;
      3. реализовывать образовательные программы и обеспечить уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
      4. способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ;
      5. стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы;
      6. проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана образовательного учреждения.

      Педагогические работники должны знать:

      1. Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты Российской Федерации и региональные по вопросам образования;
      2. основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач и специальных дисциплин (педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета и воспитательной работы);
      3. основы права, научной организации труда;
      4. основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
      5. программы и учебники, требования к оснащению и оборудованию кабинетов, средства обучения и их дидактические возможности;
      6. правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

      Какую ответственность несут работники образовательных учреждений?

      За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

      За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания:

      1. замечание;
      2. выговор;
      3. увольнение по соответствующим основаниям.

      Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации являются:

      1. повторное в течение одного года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;
      2. применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

      Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) Устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов учащихся.

      За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.

      Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.

      Каковы типичные нарушения прав педагогов?

      Если отвлечься от нарушений прав человека, касающихся всех граждан нашей страны, для педагогов наиболее болезненным оказываются нарушения их социально-экономических прав (в первую очередь низкая величина и несвоевременность выплаты заработной платы, чрезмерная интенсивность труда и т.д.). Но, если низкая зарплата и, как следствие, высокая интенсивность труда в большей степени обусловлены политикой федеральных властей, то на уровне образовательного учреждения наиболее распространенными нарушениями являются привлечение к труду, не входящему в должностные обязанности и несправедливое распределение дополнительных выплат и премий. Кроме того, нарушения гражданских прав на школьном уровне могут преломляться особым образом: в виде преследований на выражение мнения, ограничений на информацию о важных аспектах школьной жизни, невозможности справедливого урегулирования конфликтов и т.п. Имеют место также неоправданные вмешательства администрации в творческую деятельность педагогов, искусственные препятствия для повышения квалификации учителей и т.д.

      Почему права человека в большей степени распространяются на учащихся и в меньшей - на учителей?

      Права человека - узкая сфера морально-правовых норм. К ним относятся только те нормы, которые защищают достоинство человека при взаимодействии с властью, с лицами, действующими в официальном качестве. В школе властью являются директор, завуч, учитель. Поэтому права человека защищают ученика перед учителем, учителя перед администрацией школы, т.е. тех, кто слабее в этом взаимодействии. При этом нормы права защищают всех: и учащегося, и родителя, и учителя, и директора.

      По нашему мнению, стремление ряда школьных работников сделать акцент на усвоении участниками образовательного процесса в первую очередь обязанностей, а не прав, аморально по существу. Соблюдение прав человека, прав учащихся является обязанностью педагогов, представляющих в школе власть. Если педагог не хочет говорить о своих обязанностях, а хочет говорить об обязанностях учащихся или родителей, он уходит от разговора о своей ответственности. Учителя, утверждающие, что у детей слишком много прав, склонны забывать об их подвластности. Права ребенка являются определенным противовесом власти учителя. Педагогические проблемы учителю следует решать, используя свое педагогическое мастерство. Радует то, что уже есть педагоги и администраторы, которые это понимают.

Полезная информация

Этический кодекс участников образовательных отношений

Вестник Уполномоченного по правам ребёнка "18 НЕТ ПАВЛА АСТАХОВА"

Внимание!  Жестокое обращение с детьми

Защита детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию

Основные положения прававого урегулирования в области образования

Защита прав ребёнка

Возраст, с которого начинается уголовная ответственность

Возраст, с которого начинается административная ответственность


Рабочие документы

План работы Уполномоченного по защите прав участников  образовательных отношений МБОУ "Овсянниковская СОШ" на 2017-2018 учебный год

Отчёт о  работе Уполномоченного по защите прав участников  образовательных отношений МБОУ "Овсянниковская СОШ" за 2016-2017 учебный год

Локальные нормативные документы

Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательных отношений в МБОУ "Овсянниковская СОШ"