Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

Новости школы

Воспитательная работа

План воспитательной работы на 2017 - 2018 учебный год


  • Система воспитательной работы
    • Воспитательная работа в МБОУ «Овсянниковская СОШ» Орловского района строится на принципах гуманной педагогики. В школе сложилась благоприятная система взаимоотношений учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-учитель, учитель-родитель.

      Целью воспитания в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями; личности, ориентированной на высокие нравственные ценности; создание условий для реализации интересов учащихся в различных видах деятельности.

      Задачи воспитательной работы:

      1. усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование патриотизма, гражданской ответственности, нравственности, потребности в здоровом образе жизни;
      2. обеспечение сотрудничества образовательного учреждения с родителями учащихся по всем направлениям воспитательной деятельности;
      3. поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива;
      4. развитие инициативы, самостоятельности учащихся, ответственности за состояние дел в школе, формирование управленческих умений и навыков, развитие и совершенствование ученического самоуправления.

      Для   достижения целей в воспитательную систему школы положены следующие подходы:

      1. Деятельностный подход как стратегия гуманизации технологий воспитания. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.
      2. Личностно-ориентированный подход, требующий от учителя отношения к учащемуся как к уникальному явлению, независимо от его индивидуальных особенностей.
      3. Полусубъектный подход обусловлен условиями субъект-субъектных отношений. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует учащихся к саморазвитию, изучает их активность, создает условия для самодвижения.
      4. Индивидуально-творческий подход предполагает развитие мотивации во всех видах деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Основное назначение состоит в создании условий для самореализации личности, выявления и развития творческих возможностей каждого учащегося.

      В основу воспитательной деятельности положены принципы:

      1. Творчество – источник развития школы.
      2. Союз детей, учителей и родителей – единственный путь  развития школы.
      3. Максимальный учет интересов и потребностей детей во всех сферах деятельности.
      4. Расширение воспитательного пространства в интересах создания социально позитивной среды жизнедеятельности школьника.

      Главным направлением  воспитательной   деятельности МБОУ «Овсянниковская СОШ» Орловского района является гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Воспитание любви к Родине, гордости за свою страну имеют огромное значение для развития ребенка и являются источником формирования  лучших человеческих и гражданских качеств, важнейшим инструментом духовно-нравственного становления личности.

      Организация воспитывающей деятельности осуществляется на основе плана воспитательной работы школы, планов классных руководителей, руководителей кружков, секций, а также на основе целевых воспитательных программ. Содержание и формы деятельности, отбираются с  учетом диагностики развития личности детей, их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.  Деятельность планируется по ряду важнейших направлений и осуществляется по тематическим периодам, с учетом традиции школы, особенностей педагогического коллектива, интересов и потребностей учащихся и родителей. 

      Система работы с семьями учащихся

      Одной из главных задач образовательной  организации  является привлечение   родителей к организации жизни и деятельности школы. И в последние годы появились заметные положительные сдвиги в укреплении союза семьи и школы. Родители   стали больше интересоваться   делами школы, участвовать   в   школьных праздниках,   экскурсиях, походах. Эта работа способствовала   улучшению микроклимата   в школе, развитию   культуры общения   взрослых и детей, решению многих общешкольных   проблем.

      В целях предупреждения противоправного поведения и безнадзорности  среди учащихся, повышения правовой культуры учащихся и родителей, социально-педагогической   компетенции педагогов и родителей, в школе разработаны программы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и  работе с   социально-неблагополучными  семьями  и  детьми.

      Вопросы профилактики   правонарушений систематически   рассматриваются   на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике   правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.

      Педагог-психолог, классные руководители и администрация школы осуществляют  индивидуальную   работу с детьми   и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся   с сотрудниками правоохранительных   органов, проводят тематические классные часы и беседы,  осуществляют работу с подростками,   состоящими  на   учете   в КДН, ПДН и внутришкольном учете.

      Усилиями классных руководителей   данный   контингент   учащихся активно привлекается   к участию   во всех классных и школьных мероприятиях.   Психологическое сопровождение детей осуществляется   педагогом-психологом. Оно направлено на обеспечение психологического комфорта в процессе   обучения и   воспитания школьников, на выявление психологических проблем, коррекции   развития и   поведения.  Результатом   профилактической работы стало сокращение   количества детей, состоящих на внутришкольном   учете.

      Задачи  развития воспитательной системы

      1. гуманизация     воспитательного процесса;
      2. поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих развитию общешкольного коллектива;
      3. совершенствование личностно-ориентированных методов гражданского, правового, нравственного воспитания в соответствии с   требованиями   модернизации российского образования;
      4. активизация работы органов ученического самоуправления;
      5. создание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в ОУ;
      6. создание единого коллектива взрослых и детей на основе методики коллективной творческой деятельности.
      7. развитие классных коллективов как части общешкольного детского коллектива.
      8. отработка оптимальной модели управления воспитательной системы школы.
      9. соединение в единый комплекс и подчинение цели развития личности ребенка всех составных частей школьной жизни, движение от разрозненных воспитательных воздействий к целостному школьному организму;
      10. существенное изменение и методов обучения, включающее интенсивную работу по овладению прогрессивными методиками обучения, ориентированными на активные формы совместной деятельности ученика и учителя - подход к воспитанию не как к воздействию взрослых на детей, а как к процессу совместной жизнедеятельности, направленному на развитие и тех и других, построенному на началах сотрудничества;
      11. использование воспитательных возможностей социума, расширение воспитательного пространства;
      12. оптимизация стиля взаимоотношений между учащимися и педагогами, учащимися и родителями, родителями и педагогами;
      13. создание единой системы урочной и внеурочной деятельности, применение современных образовательных и воспитательных технологий;
      14. повышение роли ученического, родительского и педагогического самоуправления.

      Воспитательная система выполняет следующие функции:

      1. развивающую, направленную на стимулирование положительных  изменений в личности ребенка и педагога,   поддержку процессов самовыражения детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;
      2. интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и  несогласованных воспитательных воздействий;
      1. защитную, направленную на повышение уровня социальной  защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесса его развития;
      1. компенсирующую, предполагающую создание условий в школе  для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
      1. корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически  целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы  негативного влияния на формирование личности.

      Основополагающие принципы взаимоотношений между субъектами воспитательной системы:

      1. гуманизм;
      2. демократичность;
      3. соуправление, сотрудничество;
      4. социальное партнерство. 

      Традиции  школы

      Поддержание традиций школы является важным элементом воспитательной системы. Некоторые традиции ведут свою историю со дня создания образовательной организации, некоторые создаются в процессе совершенствования содержания, форм организации и методов учебно-воспитательной работы. Функциональным назначением поддержания традиций  является обеспечение преемственности процесса функционирования и развития педагогической системы  образовательной организации.

      Перспективы развития воспитательной системы        

      Дальнейшее развитие воспитания и образования детей через реализацию приоритетных задач, в том числе:

      1. совершенствование воспитательной системы школы;
      2. разработка и апробирование новых форм, методик организации разноплановой досуговой деятельности;
      3. совершенствование системы самоуправления в школе;
      4. расширение спектра предлагаемых кружков и секций;
      5. обновление программно-методического обеспечения воспитательного процесса;
      6. разработка и внедрение курсов предпрофильной подготовки учащихся;
      7. апробирование современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и коррекционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения.

      Наиболее  важные  достижения по  организации  воспитательного процесса

      1. Педагоги строят   свою работу,   опираясь  на    потребности  и  интересы  учащихся.
      2. Дети заняты   разнообразной содержательной и творческой деятельностью, которая   способствует воспитанию целого ряда положительных качеств, развитию инициативы,   активной   жизненной   позиции,   формировала     ответственность.
      3. Все   школьные     мероприятия   проходят  на  высоком методическом  и     организационном уровне.
      4. Создается фотолетопись и видео фонд школьных мероприятий.
      5. Успешно используется воспитательный потенциал ближайшего социального   окружения (центры детского творчества Орловского района и города Орла, ДЮСШ, библиотечно-информационный центр г. Орла, детская городская библиотека им. Пришвина, областная школа безопасности ).
      6. Осуществляется  взаимодействие  с РОВД, КДН и ПДН, органами опеки, социальной защиты населения.
      7. Обозначились   основные  направления деятельности ученического самоуправления.
      8. Рост удовлетворенности родителей воспитательной работой школы.
      9. Сохраняются   и преумножаются традиции школы.
      10. Накоплен опыт работы  по  КТД.
      11. Более систематизированной  стала  работа с социально  неблагополучными   семьями и детьми, что привело к сокращению количества детей, состоящих на внутришкольном   учете. 

      Критерии и показатели эффективности воспитательной деятельности

      Критерии

      Показатели

      1. Критерии   и показатели социализированности   учащихся

      Воспитанность

      1. гуманность личности
      2. повышение уровня развития самодисциплины
      3. воспитанность гражданских качеств личности
      4. правовое поведение
      5. уровень развития культуры общения и взаимодействия с людьми
      6. развитие мотивации учения
      7. развитие мотивации участия в совместной деятельности
      8. открытость к восприятию нового опыта

      Освоение социокультурной среды

      1. социальная   адаптированность, освоение социальных ролей
      2. широта кругозора
      3. развитие коммуникативных навыков
      4. знание социальных норм, правил общежития и правовых актов, регулирующих жизнедеятельность школы
      5. развитие умений коллективной деятельности
      6. освоение навыков  трудовой деятельности
      7. овладение  умениями и навыками художественного творчества и творческого преобразования окружающего мира
      8. творческая активность

      Социальная зрелость учащихся

      1. развитие   самостоятельности
      2. общественная активность
      3. развитие лидерских качеств личности, уверенности в себе, умений делать выбор и принимать решения
      4. социальная ответственность
      5. развитие навыков социальной рефлексии и саморефлексии
      6. построение жизненной перспективы; готовность к выбору профессии
      7. созидательно-творческая направленность личности
      8. работа по саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию

      Сформированность Я- концепции

      1. адекватность самооценки
      2. устойчивость интересов
      3. сформированность представлений о жизненных целях
      4. умение планировать саморазвитие
      5. повышение самооценки, уверенности в своих силах и возможностях

      2. Критерии   и показатели развития   личности учащихся

      Развитие   интеллектуально   познавательной деятельности

      1. развитие познавательных процессов личности
      2. уровень познавательной активности
      3. уровень личностных достижений
      4. овладение исследовательскими навыками
      5. широта кругозора

      Физическое развитие

      1. состояние здоровья
      2. показатели физического развития
      3. работоспособность
      4. овладение культурой здорового образа жизни

      Эмоциональное развитие

      1. развитие умений чувствовать и эмоционально переживать
      2. умение управлять своими эмоциями
      3. умение влиять на эмоциональное состояние окружающих людей

      3. Критерии   и показатели обученности   школьников

      Развитие   учебных навыков

      1. развитие  основных  функциональных  общеучебных навыков
      2. развитие навыков самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности
      3. развитие навыков межличностного и коллективного взаимодействия в учебно-познавательной деятельности
      4. развитие специальных учебных навыков (производить измерения и опыты, работать с таблицами, картами, схемами, решать учебные задачи   и др.)

      Освоение образовательных программ

      1. полнота освоения программного материала
      2. владение знаниями, умениями, навыками на уровне не ниже, чем  установлено в государственных образовательных стандартах
      3. наличие  опыта учебной деятельности

      Качество  знаний

      1. глубина, осознанность, широта и прочность знаний
      2. стабильность и достаточно высокий уровень результатов
      3. рост учебных достижений учащихся
      4. положительная  динамика интереса к познанию и самообразованию

      4.   Критерии и показатели   развитие   школьного коллектива

      Развитие   основных компонентов школьной культуры

      1. нравственно-правовая культура
      2. организационная культура
      3. эстетика пространственной среды
      4. культура урока
      5. культура аналитической деятельности

      Взаимодействие и   сотрудничество учащихся, педагогов   и родителей

      1. степень вовлеченности субъектов жизнедеятельности школы (педагогов, родителей, учащихся, общественности) в планировании, организации и  подведении итогов совместной деятельности
      2. гармоничность межличностных отношений
      3. степень взаимного доверия субъектов жизнедеятельности школы
      4. обмен творческими идеями
      5. ценностно-ориентационное единство   коллектива
      6. профессиональная организованность сообщества

      Развитие  школьного самоуправления

      1. включенность учащихся, родителей, педагогов в  самоуправленческую деятельность
      2. самостоятельность и  ответственность субъектов самоуправления в принятии решений
      3. наличие и эффективность механизмов выполнения принятых решений
      4. развитие инициативности
      5. развитие традиций самоуправления
      6. действенность педагогической поддержки самоуправления

      5.     Критерии и показатели   отношение к воспитательной деятельности школы

      Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей   жизнедеятельностью в   школы

      1. положительная  динамика степени удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей   жизнедеятельностью в школе
      2. снижение   уровня тревожности субъектов   педагогического процесса
      3. рост   уровня профессиональных притязаний   педагогов
      4. развитие   активности, инициативности и   ответственности учащихся и их   родителей в организации   воспитательной   деятельности школы
      5. положительная динамика субъектной роли родителей

      Репутация образовательного учреждения

      1. преобладание положительных   представлений о школе у учащихся, педагогов и родителей
      2. степень соответствия представлений о  школе ее идеальному образу
      3. общественное мнение  о школе
      4. индивидуальность «портрета школы»
      5. стремление учащихся, педагогов и  родителей защищать лицо школы, поддерживать и  развивать ее положительный имидж

Воспитательная программа «Школа — наш общий дом»

Цель воспитательной программы:

создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка; создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе; формирование нового сознания, ориентированного на умение в любых неблагоприятных условиях сохранять уважение друг к другу, проявлять заботу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию.

Данная программа рассчитана на 5 лет и представляет комплекс подпрограмм (далее - программы) по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных задач и содержащих средства их реализации.

 

Задачи:

  • организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами микрогрупп;
  • развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательного учреждения, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
  • содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, к жизни и здоровью окружающих людей;
  • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
  • создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества, привлечение родительской общественности к участию в соуправлении школы;
  • воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

 

Основные принципы реализации программы:

  • систематичность;
  • оптимальность, эффективность;
  • точное целеполагание, конкретность;
  • информационность, открытость;
  • принципы здравого смысла и обратной связи;
  • демократизм, гуманизм;
  • дисциплина и порядок;
  • стимулирование, вознаграждение и поощрение инициативы.

 

Приоритетные направления воздействия на личность:

  • познай себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим;
  • найди себя как человека – гуманиста, таланта, творца, труженика через освоение ценностных ориентиров, позиций и опыта поколений, через овладение умениями во внешкольной деятельности;
  • реализуй себя как социально мобильный субъект – товарищ, друг, член семьи, член общества, гражданин великой страны – через становление социально активной личной, гражданской позиции.

Основной механизм воспитания в МБОУ «Овсянниковская средняя общеобразовательная школа» - образовательно-воспитательное пространство, центральным структурным элементом которого является система отношений внутри пространства, морально-психологическая атмосфера, требования и эталоны поведения, принятые в школе.

  • система отношений между преподавателями и школьниками;
  • система отношений внутри ученического и педагогического коллективов;
  • отношения между микросоциумами (группами педагогов и (или) учащихся, объединенных общими ценностями, целью, совместной деятельностью.

 

Структура школьной целевой комплексной воспитательной программы

Направление воспитательной работы

Подпрограмма

Нравственно-патриотическое, гражданское «Человек. Гражданин. Патриот»

Спортивно-оздоровительное, физическое, ЗОЖ

«Школа -территория здоровья»

Экологическое

«Зеленая планета»

Учебно-познавательное

«Хочу все знать»

Художественно-эстетическое

«Красота спасет мир»

Профориентационное

«Моя будущая профессия»

Работа с родителями

«Семья»

Развитие дополнительного образования

Программа развития дополнительного образования

Воспитательная программа «Школа — наш общий дом»