ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

С 1 сентября 2016 года в Российской Федерации вступили в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Введение Стандартов предполагает создание в образовательной организации соответствующих материально-технических, организационных, кадровых условий.

Основные функции ФГОС ОВЗ:

  • максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;
  • дать каждому ребенку возможность на практике реализовать Конституционное право на школьное образование вне зависимости от тяжести нарушения в развитии и типа учреждения, где он получает образование;
  • гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;
  • обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желаниям семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта.

ФГОС предусмотрены для разных категорий детей с ОВЗ (глухие дети, слабослышащие дети, слепые дети, слабовидящие, дети с речевыми нарушениями, дети с двигательными нарушениями, дети с ЗПР, умственно отсталые дети, дети с расстройствами аутистического спектра).

Разработаны четыре варианта ФГОС начального образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В них отражены:

  • Системные характеристики требований к уровню конечного результата начального школьного образования;
  • Структуре образовательных программ;
  • Условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.

1 вариант ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательна систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка для реализации особых потребностей, целенаправленного формирования полноценной жизненной компетенции.

2 вариант ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

3 вариант ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Обязательно специальное обучение и воспитание для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции». В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.

4 вариант ФГОС ОВЗ. Уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребенка. При значительной редукции «академического» компонента максимально расширяется компонент «жизненной компетенции». Обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуется в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.


Условия реализации ФГОС ОВЗ в школе

  • Статус «ОВЗ» ребенку устанавливает ТПМПК (территориальная психолого-медико –педагогическая комиссия: МБУ «Городской образовательный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи города Орла» , 302020, г. Орел, ул. Плещеевская, 18, т.41-85-23) Статус «Инвалид» устанавливает МСЭ (медико-социальная экспертиза
  • В рекомендациях ТПМПК определяется вариант АООП НОО для обучающегося с ОВЗ, формулируются специальные условия образования (СОУ)
  • МСЭ прописывает ИПР (индивидуальный план реабилитации) для ребенка-инвалида.
    С учетом данных заключений (рекомендаций) лицей организует обучение ребенка с нарушениями развития.

    Варианты АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ФГОС ОВЗ)
    1.1. – для глухих
    2.1. – для слабослышащих и позднооглохших
    3.1 – для слепых
    4.1. – для слабовидящих
    5.1 - ТНР (тяжелое нарушение речи)
    6.1 – НОДА (нарушение опорно-двигательного аппарата)
    7.1. – ЗПР (задержка психического развития)
    8.1. – РАС (расстройство аутистического спектра)

    Модель предоставления специальных образовательных услуг для детей с ОВЗ в МБОУ "Овсянниковская СОШ":
    индивидуально на дому;
    инклюзивно в общеобразовательном классе.
    Предусмотрена возможность перехода учащихся с ОВЗ с одного варианта на другой.
    Обучение ребенка со статусом ОВЗ осуществляется по АООП (адаптированной основной общеобразовательной программе). Данная программа разрабатывается на основе нормативных документов для определенного варианта ОВЗ.

    Субъекты психолого-педагогического сопровождении инклюзивной практики:
    Обучающийся с ОВЗ, который по результатам обследования на ТПМПК, нуждается в организации специальных образовательных условиях и разработке адаптированной образовательной программы.
    Остальные обучающиеся школы (класса), включенные в то же самое «инклюзивное» образовательное пространство.
    Родители (законные представители) обучающегося с ОВЗ и родители (законные представители) остальных обучающихся школы (класса) класса Педагогический коллектив общеобразовательного учреждения.

    Кадровое обеспечение
    В штате школы работают специалисты:
    -педагог-психолог
    -учитель-логопед

    Мониторинг обучающихся с ОВЗ, нуждающихся в специальных образовательных условиях
    1 классы – 37 человек
    5.1 - ТНР (тяжелое нарушение речи) - 37

Информация для родителей

Родителям об особенностях и перспективах обучения по ФГОС учащихся с ОВЗ

Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ и инвалидностью

Рубрика: "Вопрос - ответ"


Нормативные документы

Федеральный уровень

Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Приказ № 1598 от 19.12.2014 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"

СанПиН от 10.07.2015 года Об утверждении СанПиН для ОВЗ

Приказ №336н от 30.06.2016 об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому

 

Регоинальный уровень

Приказ Департамента образования Орловской области по организации работы по введению ФГОС ОВЗ

План действий по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью на территории Орловской области

 

Локальные нормативные акты

Приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Положение о рабочей группе по подготовке к введению ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

План работы рабочей  группы по введению ФГОС НОО для обучающихся  с ОВЗ

План методической работы по подготовке к введению ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

План - график мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья